Резчикам по дереву. альбом орнаментов. выпуск с 1 по 9

Материал для работы

Помимо инструментов очень важно правильно выбрать древесину для работы. Это задание очень сложное для новичков, поэтому необходимо прислушиваться к советам опытных мастеров. У каждого вида материала имеются свои плюсы и минусы

Если древесина мягкая, с ней достаточно легко работать, но и бракованных изделий в этом случае предполагается немало. Сюда стоит отнести осину, липу и березу. Когда речь идет о резьбе по дереву для начинающих, видео о котором можно увидеть чуть ниже, такие варианты древесины подойдут больше всего

У каждого вида материала имеются свои плюсы и минусы. Если древесина мягкая, с ней достаточно легко работать, но и бракованных изделий в этом случае предполагается немало. Сюда стоит отнести осину, липу и березу. Когда речь идет о резьбе по дереву для начинающих, видео о котором можно увидеть чуть ниже, такие варианты древесины подойдут больше всего.

Если знаний достаточно много и опыт позволяет работать с более дорогими породами дерева, можно взять дуб, самшит либо красное дерево. Эти материалы более дорогие и сложные в работе. Они отличаются своей стойкостью и твердостью, что не всегда хорошо, так как вырезать из такой древесины сложно

Нередко мастера получают травмы от работы с твердыми породами дерева, так как любое неосторожное движение может привести к неприятностям. В результате страдает либо человек, либо его инструмент. Для контурной резьбы по дереву и прорезной рекомендуется использовать хвойную древесину

На ель либо сосну наносить орнаменты крупного размера довольно просто. Однако тут нужно учесть, что между годичными кольцами могут появляться некоторые неровности при работе стамеской. Все дело в том, что разница в плотности древесины будет заставлять инструмент скакать

Для контурной резьбы по дереву и прорезной рекомендуется использовать хвойную древесину. На ель либо сосну наносить орнаменты крупного размера довольно просто. Однако тут нужно учесть, что между годичными кольцами могут появляться некоторые неровности при работе стамеской. Все дело в том, что разница в плотности древесины будет заставлять инструмент скакать.

Виртуозные мастера любят работать и с осиной, и с липой, и с можжевельником, новичкам можно посоветовать присмотреться к хвойным породам, то есть ели либо сосне. Для первых работ можно использовать и недорогой материал, такой как груша либо береза.

Типы режущего инструмента

Конструкционно фрезы могут быть монолитными, со сменными лезвиями, сборными, напайными. Материалы: твёрдосплавные или быстрорежущие сплавы, металлокерамика и пр. Конфигурация инструмента соответствует выемке или форме кромки, которые необходимо получить на изделии.

Разновидности пазовых фрез:

  • прямые;
  • галтельные;
  • конструкционные;
  • фасонные;
  • «ласточкин хвост»;
  • «мышиный зуб» и пр.

Разновидности кромочных фрез:

  • прямые;
  • калёвочные;
  • дисковые;
  • фигурные;
  • горизонтальные и пр.

Каждая фреза производится в различных типоразмерах. Проще всего приобрести комплект, содержащий набор режущего инструмента для определённой деятельности. Диаметр закрепляемой части должен соответствовать цанге фрезера.

Методики обработки

Сегодня распространенными видами резьбы считают такие, как плоскорельефная (плоская) и рельефная резьба, также часто прибегают к использованию выемочной или геометрической техники, которые отлично подходят для оформления интерьеров. С их помощью часто создают накладной декор. Прорезная (сквозная), а также контурная резьба — довольно популярные в декоративных работах по отделке экстерьеров.

Одним из наиболее художественных видов резьбы считают объемную, которая имеет много общего со скульптурой. Рисунки и узоры для этих техник могут создаваться по-разному. Чаще используют узоры, имеющие сквозной или плоский характер, хотя иногда их делают рельефными и объемными

Методики различают по величине узоров — стоит различать мелкоузорные и крупноузорные рисунки. Что примечательно, чем меньше узоры, тем больше времени требуется для их создания как на бумаге, так и на деревянной поверхности. Увеличивается и стоимость такой работы.

Популярный плосковыемчатый (геометрический) узор имеет довольно неглубокий рельеф, а детали такого узора располагаются в одной плоскости. Определяют некоторые направления этой техники: контурную, скобчатую и трехгранную. Именно с нее начинают свое изучение резьбы новички, а необходимыми для исполнения техники инструменты — это доска, косой нож, карандаш и линейка, а также типичные эскизы.

Основные узоры

Существует несколько основных видов геометрических узоров, которые используются при резьбе по дереву. К ним относятся сколышки, ромбики, витейки, пирамидки, звездочки, квадратики и розетки. Изучив особенности создания каждого из этих орнаментов, мастер может самостоятельно их соединять между собой, делая оригинальные и уникальные в своем роде работы.

Сколышки

Для того чтобы осуществлять резьбу по дереву, необходимо первоначально научиться выполнять такие простые действия, как наколка и подрезка. Для этого нужно взять нож в рабочую руку. Ее большой палец должен при этом располагаться на скошенной рукояти. Первоначально нужно надавить на резак таким образом, чтобы он углубился в древесину на несколько миллиметров. После этого следует опустить лезвие под углом таким образом, чтобы оно пересекло линию бокового ножа в соответствии со сделанной ранее разметкой. Аналогичным образом нужно осуществить накол и с другой стороны.

Подрезка происходит следующим образом:

  1. Режущая часть ножа должна быть приложена к левой стороне треугольника. Своим скосом она должна быть соединена с вершиной фигуры.
  2. Ручку ножа нужно отвести назад. При этом необходимо соблюдать параллель между правой стороной орнамента и лезвием.
  3. В конце следует надавить на нож, возвращая кисть в ее первоначальное положение. В конце носик ножа должен оказаться на вершине. В свою очередь режущая часть получится на правой стороне треугольника.

Так как подрезанный треугольник в итоге самостоятельно должен отколоться, полученный в результате этих действий узор называют сколышком.

Ромбик

Справка. Технология создания ромбов на заготовка такая же, как и сколышек. Сначала нужно вырезать верхний ряд, потом – повернуть доску и приступить к нижней части фигуры.

Витейка

Еще одной разновидностью сколышек является витейка. Она получается вследствие смещения двух треугольников в стороны друг от друга.

Таким образом, сделав множество витеек, можно в итоге получить извилистую дорожку на своей заготовке. Для этого первоначально нужно вырезать нижние треугольники, отколоть их, повернуть доску и приступить к созданию верхнего ряда. После этого посередине останется так называемая змейка.

Пирамида

Пирамидка – это первый сложный рисунок, который можно сделать резаком по дереву. Он состоит из несколько треугольников, которые должны быть расположены в определенном порядке по отношению друг к другу. В центре между тремя треугольниками находится точка соприкосновения углов. Именно поэтому, осуществляя резку, нужно следить, чтобы режущая поверхность ножа всегда находился одним своим концом сугубо посередине. Подрезка должна осуществляться по направлению слоя древесины.

Звездочка

Отличительной особенностью звездочки является то, что она состоит из большего количества треугольников, нежели пирамидка. Несмотря на это, процесс создания данного узора аналогичен. Для вырезания звездочки нужно сделать четыре последовательных друг за другом треугольники на заготовке таким же образом, как было описано выше.

Квадраты

В отличии от всех предыдущих орнаментов, создание квадратов требует использования другой методики, которая называется соломка. Узор может быть как каемкой всей работы, так и частью более значительного элемента рисунка.

Создание квадрата происходит следующим образом:

  1. Отступив от разметки 1 миллиметр, нужно под углом 45 градусов углубить нож в заготовку на 2 или 3 миллиметра. Таким образом нужно сделать надрез вдоль линии.
  2. С левой стороны полосы необходимо выполнить такие же действия в зеркальном отражении.
  3. В начале и конце линии нужно сделать прокол, держа нож вертикально к заготовке.

В конце от древесины должен отпасть кусочек в виде соломки. Если аналогичным образом обработать все линии квадрата, можно получить интересный узор.

Розетка

Розетка представляет собой самый сложный орнамент при осуществлении геометрической резьбы по дереву. Для ее создания понадобится циркуль. С его помощью нужно начертить круг большого диаметра. После этого нужно сделать другой – на 5 миллиметров меньше предыдущего. Дальше следует поделить круги на 16 ровных частей.

Как только вышеперечисленные действия будут сделаны, нужно отметить точки посередине каждого отрезка на малом круге. С этих мест следует провести по линии к ближайшим по каждую сторону точкам большого круга.

В конце, имея разметку, остается вырезать и отколоть треугольники в соответствии с техникой, описанной выше.

Рабочее место резчика

Профессиональные резчики работают за верстаком. Начинающим можно ограничиться столешницей. Она должна быть устойчивой и широкой. Высота стола регулируется под мастера индивидуально. Чтобы не напрягать спину и чувствовать себя комфортно, следует выбрать столешницу высотой до пояса, но не выше.

Столешницу нужно регулярно протирать и следить за её состоянием. При работе ножи часто соскальзывают и втыкаются в стол, от чего формируются зазубрины, которые нужно зашлифовывать. Чтобы минимизировать повреждения, необходимо соблюдать правила пользования столешницей. Нельзя бросать на неё острые инструменты, рубить на ней топором и забивать гвозди.

Для работы нужно хорошее освещение. Установить столешницу у окна недостаточно. Потребуется ещё 2-3 светильника, которые будут освещать рабочую зону с разных сторон. Устанавливать лампы следует выше глаз резчика, чтобы они не слепили его. Можно приобрести осветительные приборы на гибких ножках, которые можно будет наклонять в любые стороны.

Подробности

Главные формы резных орнаментов

В зависимости от композиционного характера, размещения и формы можно разделить по категориям такого типа орнаментов:

  1. Кайма и ленточный орнамент – деталь резкого типа, окаймляющая изделие или проходит по его краю.
  2. Гирлянда – узор с волнообразной формой, который обладает растительными мотивами.
  3. Розетка – отдельный вид орнамента симметричного типа с правильной формой (многоугольник, круг или овал).
  4. Арабеска – представляет собой витиеватый сложный узор из растительного или геометрического орнамента.
  5. Пальметта – это вееробразный декор резного типа.
  6. Венок – резьбовый элемент с растительными мотивами.
  7. Плетенка – узор, в котором переплетаются элементы (ленточки, стебли, полоски и остальное).
  8. Панно – узор, который помещен в ленту или резную рамку.
  9. Орнамент ажурного типа – производится в технике резьбы пропильного типа, и ее особенность – создание сквозного рисунчатого фона.

Далее вы найдете красивые эскизы.

Эскизы для резьбы по древесине

Перед тем, как воплощать резной узор по поверхности древесины, для начала требуется создавать эскизы и узоры для резьбы на поверхности бумаги. После подбора идеального орнамента требуется сделать шаблон с определенным габаритом. Это весьма просто сделать посредством копировального аппарата или принтера, заранее задавая требуемый размер копии (увеличивать, расширять, уменьшать или сжимать).

Шаблон можно сделать даже вручную посредством масштабирования по клеточкам. Линейное увеличение дает возможность изменять габариты с исходным эскизом. После орнамент переносят на поверхность дерева при помощи обычной копировальной бумаги.

Простой шаблон для сквозной резьбы можно вырезать ножницами, прикладывая к заготовке, а после все обводят карандашом.

В Сети или специальных магазинах вы найдете подходящие шаблоны для резьбы – от обычных геометрических узоров до огромных картин.

Новичкам не нужно выбирать шаблоны со сложным орнаментом для резьбы рельефного типа

Тем, кто в первый раз взял в руки резак, лучше выбирать эскизы с нетрудным узором геометрической резьбовой техники.
При выборе той или иной техники важно выбирать шаблон, который подойдет именно для такого типа резьбы. Для геометрической, плоскорельефной или даже прорезной резьбы есть определенные шаблоны

Эскизы тоже могут быть отдельно для каймы, розеток, ленточных узоров и прочего.

Еще можно сделать трафарет и перенести узор на заготовку из древесины, и делать это важно точно и тщательно. От аккуратности нанесенного узора будет зависеть конечный вид изделия

Узоры для резьбы по дереву – это прекрасный способ внести разнообразие в деревянные предметы.

Основные виды геометрической резьбы

В разных регионах веками складывались свои приемы создания красивых узоров из геометрических форм, а их оригинальные черты позволяют классифицировать старинные находки по этнографическим признакам народностей.

Комбинации из различных линий и элементов выполняются с помощью нескольких приемов резьбы, среди которых:

  • Трехгранно-клинорезная, применяемая для вырезания треугольных фигур.
  • Двухграннная, с клиньями в виде секторов или сегментов.
  • Четырехгранная, с углублениями, выполненными в виде квадрата, ромба или прмоугольника.
  • Криволинейный вид, грань которого получалась при помощи вырезания в дереве круга, овала, спирали или скобки.

Для каждой отдельной работы выбирается свой уровень углубления и ширины, а также угол наклона, по отношению к поверхности доски или деревянного изделия. Выемки сочетаются в заданном порядке и формируют цельный орнамент.

Методы переноса рисунка на фанерный лист

Профессионалы создают картину на фанере без предварительного переноса рисунка, набросав эскиз от руки. Начинающим мастерам следует переносить на лист уже готовый рисунок. Сделать это можно следующими способами:

  • С использованием копировальной бумаги. На фанеру кладут лист копировки, а поверх него — бумажный рисунок. Карандашом обводят контур узора, который отпечатывается на плите.
  • С помощью иголок. Этот метод подходит для простых орнаментов с прямыми линиями. Нужно положить бумагу с узором на фанеру и проткнуть иголками основные точки. Затем бумагу убирают и карандашом соединяют линии согласно задумке.
  • С помощью папирусной бумаги. Бумагу с рисунком накрахмаливают и приклеивают к листу фанеры. После высушивания можно приступить к выжиганию или выпиливанию. По окончанию работа смачивается для удаления остатков бумаги.

Самым простым способом переноса цветного изображения является метод ЛУТ — лазерно-утюжной технологии. Для этого нужно распечатать цифровую картинку на лазерном принтере с использованием глянцевой или мелованной бумаги. Затем лист прикладывают цветной стороной к фанере и проглаживают его утюгом. Похожего эффекта можно достичь и с простым бумажным листом. Для этого его нужно прислонить к фанере, пропитать ацетоном и оставить до полного высыхания.

Инструменты для работы

Для того чтобы начать работу потребуется подобрать специальные инструменты и изучить особенности технологии. В этом деле есть свои нюансы, которые позволяют сильнее раскрыть красоты древесины в орнаменте.

Также нужно запастись подходящими заготовками и эскизами, которые будут повторяться на дереве в виде узоров, кружев, композиций или жанровых сценок.

Для своей работы резчик использует большой набор инструментов:

  1. ножи;
  2. лобзики;
  3. надфили;
  4. стамески;
  5. электродрель;
  6. сверла;
  7. бруски;
  8. долота;
  9. ложкорезы;
  10. фрезеровальную машину;
  11. бормашину.

Для новичка предназначен специальный набор инструментов. Его хватит для освоения азов художественной обработки деревянный заготовок.

Еще потребуется сырье из определенных пород. От этого будет зависеть качество исполнения изделия. Есть твердые и мягкие сорта деревьев. Каждый вид имеет свои плюсы и минусы, в каждом конкретном случае выбирается специфическая технология обработки.

К мягким породам относятся:

  1. липа;
  2. береза,
  3. осина
  4. ель;
  5. сосна;
  6. можжевельник.

Мягкий материал легче поддается обработке, но его проще испортить одним неверным движением ножа или стамески. Другое дело – твердые породы древесины. К ним относятся:

  1. дуб;
  2. красное дерево;
  3. бук;
  4. самшит.

Твердое сырье стоят дорого, но и изделия из него получаются красивые, долговечные и востребованные. С дорогими породами работают опытные мастера, которые знают как нужно обрабатывать твердую поверхность так, чтобы не сломать инструмент или не получить травму. Поэтому новичкам стоит начать с более дешевого и более податливого обработке материала.

Для выбора сырья необходимо учитывать не только твердость, но и цвет дерева. Для начинающих резчиков идеальным вариантом для творчества станет береза. Она может резаться в разных направлениях, хорошо поддается сверлению и прорезыванию. При выборе эскиза изделия необходимо учитывать, что со временем светлая древесина березы может потемнеть.

Для изделий с большим количеством прорезей подходят хвойные породы. Мягкий материал сосны, ели, кедра позволяет наносить крупные рисунки и создавать замысловатый орнамент. Новички могут начинать с хвойных пород, а также с липы, березы и осины.

Начинающий резчик должен осваивать азы мастерства с простых орнаментов. Для первой работы понадобиться небольшой набор инструментов. Сначала можно обойтись лобзиком, шилом и ножом.

Прежде чем приступить к резке, следует организовать свое рабочее место с хорошим освещением. Подобрав подходящую заготовку с ровной поверхностью и без сучков, необходимо перевести выбранный рисунок на поверхность заготовки. Для этого можно использовать кальку. Когда трафарет будет переведен, его покрывают сверху лаком, чтобы во время работы он не пропал и не испортился.

Новичку потребуются ножи, стамески, шило. Для сквозных прорезей лучше использовать лобзик или ручную фрезеровальную машину, это позволит сохранить время и силы.

Резчик должен освоить все техники, которые он потом будет использовать в своей работе над изделием. С помощью разнообразных способов декоративной обработки древесины можно создавать художественные шедевры.

Технология резьбы по готовому контуру

Когда рисунок будет перенесен ан заготовку, начинается самая сложная часть работы, а именно – процесс обработки дерева.

Проделывание стартовых отверстий при сквозной резьбе

  • Если наша задача состоит в сквозной резьбе, то для начала необходимо в каждом элементе проделать стартовое отверстие. Делается это с помощью дрели со сверлом, диаметр которого соответствует ширине полотна используемой пилы или лобзика для дерева.
  • После этого в отверстие вставляется пила, и часть древесины выпиливается. Затем края отверстия выравниваются либо с помощью ножа, либо с использованием напильников и абразивных материалов.

Плоская и объемная резьба выполняется иначе:

Начинаем работу с прорезания контура

Вначале острым ножом прорезаются контуры будущих углублений.

  • Затем краем косяка или резака выполняем центральную прорезку самой глубокой части. После этого начинаем формировать углубления, выбирая древесину между контуром и центральным углублением.
  • Мелкие детали и текстуры формируем с использованием стамески. В идеале она должна быть достаточно острой, чтобы срезать материал без применения киянки, но иногда (особенно если приходится резать дуб, бук или клен) без дополнительных усилий не обойтись.

Выборка основных углублений согласно эскизу

  • Глубокие пазы удобно выбирать стамесками с изогнутым лезвием – так называемыми клюкарзами. При этом нужно стараться, чтобы режущая кромка не погружалась ниже выбранного уровня.
  • После завершения резьбы стоит еще раз пройтись ножом по контурам, восстановив ровные края. Когда этот этап будет завершен, можно переходить к шлифовке поверхностей.

Мастер-класс геометрической резьбы

Как уже говорилось выше, геометрическая резьба считается одной из самых простых, поэтому идеально подходит для обучения начинающих мастеров. Для работы требуется минимальный набор инструментов. Во время процесса вырезания значение имеет только точность. Элементы рисунка должны обладать четкой симметрией. Сами изображения состоят из повторяющихся зон, которые образуют единую изящную композицию.

Технология и последовательность геометрической резьбы

В основе рисунка в технике геометрической резьбы лежат различные простые фигуры: круги, треугольники, квадраты, прямоугольники, трапеции и ромбы, которые дополняют прямыми и изломанными линиями. Вопреки заблуждениям обывателей, готовые композиции лишены угловатости и грубости. Игра света и тени подчеркивает рельеф изображения. Сюжетов, как таковых, геометрическая резьба не имеет. Она передает настроение и ярко демонстрирует мастерство автора. Готовое изделие может поражать сложностью и тонкостью работы, а иногда придерживается принципов лаконизма, что никак не сказывается на его восприятии. Очень часто в основе композиции лежат традиционные русские орнаменты, которые ранее считались «оберегами» от злых сил. Процесс работы в технике геометрической резьбы условно делят на этапы:

  • Подготовительный. Включает в себя изготовление болванки (заготовки) и черновое выравнивание ее поверхности, то есть удаление дефектов, сколов, рельефных элементов.
  • Работа над композицией с использованием ножей.
  • Заключительный этап. Финальная обработка заготовки: шлифование, пропитка специальными составами, покрытие лаком или краской.

После просушки резную поделку можно использовать по назначению.

Необходимые инструменты

Для работы в технике геометрической резьбы потребуется минимальный набор инструментов:

  • Карандаш, циркуль и линейка (лекало) для составления точного рисунка.
  • Два типа ножей: «косячок» и «перо» (разновидность богородских ножей).

Первый вид ножа используется для вырезания прямых линий, которые формируют угловатые геометрические фигуры, а второй — для «канавок» с мягкими изгибами.

Создание эскиза узора

Мастера, у которых «рука набита», наносят узоры прямо на заготовку с помощью карандаша и циркуля, линейки. Для новичков лучше сначала нарисовать эскиз на бумаге или использовать уже готовые рисунки, которые можно легко найти во всемирной паутине. Узоры распечатывают, после чего прикладывают к болванке и обводят по контуру с использованием копирки. Когда рисунок будет полностью перенесен на заготовку, можно приступать к вырезанию композиции.

Вырезаем узоры

Начинать нужно с мягких деталей (круги, лепестки, плавные линии). Для работы используют нож-перо. Его зажимают в руке между ладонью и указательным пальцем. Большой палец отставляют в сторону и прислоняют к заготовке. Он послужит опорой. Согнутый указательный палец станет регулятором силы нажима на инструмент и угла его наклона. От этого будет зависеть глубина «канавки». Помните, что резать нужно «от себя». Сначала обрабатывают одну часть композиции (слева или справа зависит от ведущей руки), а затем болванку переворачивают и продолжают вырезать вторую часть узора.

Теперь в дело вступает нож-косячок для работы над треугольными элементами. Этот инструмент держат иначе. Его зажимают между указательным и большим пальцами, словно карандаш, но у самого конца ручки, ближе к лезвию. «Пятку» ножа с силой вгоняют в заготовку под углом в 45 градусов, но не у самого края фигуры, а с небольшим отступом. Его необходимо сделать, чтобы у выемки были «пологие» края. «Канавки» с таким рельефом выглядят красивее. Грани треугольников должны сходиться. По такому же алгоритму вырезают оставшиеся элементы рисунка. Отработанные кусочки древесины должны иметь форму пирамидок, тогда работа выполняется правильно.

Шлифовка и пропитка готового изделия

Чтобы сгладить шероховатость краев «канавок», поверхность поделки нужно слегка зашкурить наждачной бумагой. Затем изделие пропитывают специальным составом. Некоторые покрывают поделки лаком, но большинство мастеров отдают предпочтение процессу вощения (восковая мастика) или покрытию поверхности маслом. В этом случае поделка приобретет легкий, натуральный блеск. Обычно используют льняное, одуванчиковое, мятное, семитравное масло. Эти же составы отлично подходят для пропитки посуды. Поделку густо смазывают средством, после чего «втирают» масло в древесину. Теперь изделие должно высохнуть. Лучше всего положить его на улице просушиться под солнышком. Некоторые кладут изделия возле батареи или пользуются феном, дабы ускорить процесс.

Основы ремесла

Если посмотреть на некоторые фото работ, то отчетливо видно, что авторы пользовались сразу несколькими методами обработки древесины — при выполнении разных элементов декора или экстерьера зданий, нечасто встречаются плоскорельефные узоры с необработанными краями, а значит применяется не одна и не две технологии.

Для начала знакомства с азами ремесла, вспомним, как каждый из нас держал в руках лобзик и выпиливал фигурки из дощечки или фанеры. Это и называют простейшей прорезной резьбой. Для более сложных работ потребуется больше инструментов, чем лобзик и дюжина запасных пилочек, но принцип остается тот же.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector